Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов.
Первый тип – подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребёнка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребёнка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.
Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию чёткое определение.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие – воздействие на психику человека путём запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
Психологическим насилием является:
- отвержение ребёнка, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребёнка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, принуждение к одиночеству;
- предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
- обвинение в адрес ребёнка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
- совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребёнка; подвергание ребёнка аморальным влияниям;
- причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка.
К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:
- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
- попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
- уступчивость, податливость;
- ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
- депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность, заторможенность;
- запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
- не растёт, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребёнок постоянно голодает, попрошайничает или крадёт пищу;
- брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
- не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из неё слишком поздно;
- устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребёнок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
- Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
- Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребёнок.
- Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
- Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдёт…»
- Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Родители, никогда так не поступайте…
- Никогда не применяйте угроз.
Они ослабляют внутреннее «я» ребёнка. Происходит это от таких распространённых обещаний: «Ещё раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождёшься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребёнка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.
Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем всё равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.
- Никогда не унижайте детей.
Нельзя говорить ребёнку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.
Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.
- Никогда не выдавливайте силой обещание из ребёнка не делать то, что вам не нравится.
А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребёнок обещает. Что ему остаётся? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».
Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
- Никогда не требуйте от ребёнка немедленного и слепого послушания.
Лучше всего ребёнка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придётся пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдём в магазин», «Вставай, я кому сказала!».
Ребёнок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растёт в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.
- Никогда не требуйте от ребёнка того, к чему он не готов в силу возраста.
Если от двухлетнего ребёнка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.
- Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребёнка чувствовать себя «плохим».
Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребёнок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.
Ребёнка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.
Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.
Ребёнок — не раб, родитель — не господин.
Ребёнок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.
Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за своё поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.
Есть старинная мудрость:
«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.
Прежде чем обидеть — посчитай до ста.
Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».
В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребёнка!
Родители, пожалуйста, образумьтесь!
Учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! Выдержка!
Отдел по делам семьи и детей
администрации г. Докучаевска
Больше оперативных новостей на нашем Telegram-канале.