Facebook, Vkontakte, Instagram и другие социальные сети — просто подарок для детей и подростков, которые хотят общаться и всегда быть в курсе того, что интересного происходит в жизни их друзей и родственников.
Просто открыв страницу вебсайта, они могут пообщаться с ними и узнать что-то интересное про людей, которые им не безразличны (по крайней мере, о тех, кто тоже зарегистрирован в данной соцсети).
Но, как и у всех остальных вещей, к которым люди проявляют недюжинный интерес, у социальных сетей есть явные противники. Когда речь идет о детях и подростках, исследования показывают, что социальные сети оказывают негативное воздействие на их умственное развитие — и ущерб может отразиться лишь спустя годы. С другой стороны, защитники соцсетей отмечают, что дети развивают свои социальные навыки и приучают мозг быстрее адаптироваться к новым технологиям.
Вредное воздействие социальных сетей
Один из основных минусов социальных сетей — это зависимость (постоянная проверка новостей в Facebook, Vkontakte и других социальных сетях). Когда пользователи очень часто проверяют обновления в ленте новостей, это стимулирует те части их мозга, которые отвечают за привычку. У детей и подростков данная зависимость может преобладать над другими полезными жизненными активностями, такими как концентрация на школьных занятиях, чтение и спорт.
Негативное воздействие социальных сетей
Специалисты предупреждают о долгоиграющем негативном эффекте, которому подвергаются те, кто проводит слишком много времени в социальных сетях:
Facebook и другие соцсети инфантилизируют мозг до состояния маленьких детей, которых развлекают смешные звуки и яркие цвета. У детей ухудшается внимание за счёт того, что использование соцсетей не требует развитых навыков концентрации;
Соцсети отвлекают детей от обучения и коммуникации в реальном мире. Многие учителя отмечают, что социальные сети снижают уровень понимания предмета. Также, дети, которые много общаются через экран смартфона, ухудшают свои способности к коммуникации в реальном мире — такие, как язык жестов, тон голоса и т. д.
Социальные сети делают детей более самовлюблёнными. Т. к. Вконтакте и другие сайты предоставляют детям их личные страницы, на которых приведена информация только лишь о них, это приводит восприимчивых детей к мысли, что весь мир крутится вокруг них. Это может иметь негативные последствия в их дальнейшей жизни. Кроме того, у детей ухудшается чувство сопереживания;
Эти сайты делают детей склонными к погоне за сенсациями.
Педиатры отмечают, что некоторые подростки страдают от «Депрессии Фэйсбука (Facebook depression)». После провождения большого количества времени в этой и других похожих соцсетях, некоторые подростки становятся беспокойными и склонными к меланхолии. Также, впечатлительные подростки подвержены развитию чувства зависти, когда они начинают сравнивать жизнь своих знакомых со своей собственной. Подростки, испытывающие подобные расстройства, часто сталкиваются с проблемами в своем социальном развитии;
Другие негативные воздействия социальных сетей, на которые обращают внимание психологи и научные исследования:
Дети, которые проводят в социальных сетях больше 3 часов в день, в 2 раза более склонны к расстройствам умственного развития. Погружение в виртуальный мир вызывает задержку в их полноценном эмоциональном и социальном развитии. Эксперты отмечают, что соцсети являются потенциальной причиной социальной изоляции;
«Чувство ответственности» перед активностью в соцсетях (простановка лайков, ответы на сообщения и репосты) также оказывает негативное воздействие на ментальное развитие детей;
По результатам опросов, большинство подростков заходят в социальные сети поздно вечером, что ухудшает качество сна и повышает беспокойство. Это может стать проблемой, т. к. у таких детей развивается чувство депрессии;
Жизнь в социальных сетях отнимает у детей массу времени, которое они могут потратить на развитие своих социальных навыков в реальном мире. Коммуникация вне интернета необходима каждому ребёнку для лучшего понимания эмоций у других людей;
Социальные сети — это среда обитания, которая прекрасно подходит для анонимных распространителей вредных взглядов, паники и террора;
Медиа контент соцсетей оказывает отрицательное воздействие на впечатлительную психику детей подросткового возраста. Материалы, которые публикуются онлайн, имеют тенденцию оказывать долгосрочный эффект. Это может навредить детям в будущем;
Согласно исследованиям, чрезмерное использование Вконтакте и других социальных сетей ослабляет способность детей сопереживать друг другу и усиливает нарциссизм;
Другие исследования показали, что во многих случаях именно социальные сети подталкивают детей среднего возраста к суициду. Чаще всего они становятся просто жертвами киберзапугивания и совсем не испытывают серьёзных жизненных проблем;
Сэлфи, которые стали популярны в наши дни, подрывают здоровое умственное развитие детей, т. к. они становятся одержимыми собственной внешностью. Известны случаи, когда люди совершали самоубийство только лишь из-за того, что не могли сделать фото, которое их полностью удовлетворяло. Озабоченность сэлфи может быть видимым индикатором юноши или девушки с отсутствием уверенности или самосознания. Чрезмерная и всё более и более провокационная любовь к селфи — форма «самовыражения», общая поведенческая модель, чтобы привлечь внимание;
Чем больше дети используют социальные сети, тем они менее удовлетворены своей жизнью, согласно исследованиям;
DoSomething.org — одна из самых больших молодёжных организаций, также выделяет несколько отрицательных последствий использования социальных сетей: проблемы со сном, депрессия, зависимость, стресс, изоляция, незащищённость;
Чрезмерное использование социальных сетей развивает в детях фобию пропустить что-то важное (FOMO — fear of missing out). Это может быть вечеринка с друзьями или какое-то другое весёлое мероприятие. Данная фобия приводит к депрессии и беспокойству;
Детские преподаватели также отмечают, что общаясь в социальных сетях, дети редко обращают внимание на правописание. В итоге, они привыкают к тому, что письменная неграмотность — это нормально. Часто это выливается в неправильную речь и письменные ошибки в реальной жизни;
Зависимость подростков от социальных сетей порождает проблемы со сном. Яркий свет от экрана смартфонов и планшетов негативно влияет на фазы сна. В молодости сон очень важен для развития детского мозга и крепкого здоровья.
Положительное воздействие социальных сетей на детей.
Несмотря на минусы социальных сетей, специалисты выделяют множество положительных моментов, связанных с их использованием. Дети и подростки развивают важные технические и социальные навыки онлайн, в то время, как взрослые не понимают данных методов или не ценят их:
Проведение времени онлайн важно для развития технических навыков у молодых людей. В век цифровых технологий они должны быть компетентными пользователями. Дети осваивают основные социальные и технические навыки, чтобы стать полноценной частью современного общества;
Социальные сети делают детей более коллего-ориентированными. Они больше мотивированы учиться друг у друга и обмениваться опытом. Учителя и родители больше не единственные источники знания;
Социальные сети связывают молодёжь, способствуют новым знакомствам. Для детей проще найти друзей за границей, с которыми они никогда бы не познакомились без соцсетей;
Дети общаются друг с другом больше, чем когда-либо;
С соцсетями дети развивают взаимоотношения с людьми. Они запоминают дни рождения и поздравляют друг друга, комментируют фотографии, видео и статусы своих друзей. Дети выстраивают более длительные отношения друг с другом, даже если они не часто встречаются в реальной жизни;
Специалисты отмечают, что с соцсетями дети развивают чувство взаимопомощи и поддерживают друг друга в сложных жизненных ситуациях. Такое, онлайн сопереживание положительно отражается на взаимоотношениях между подростками в реальной жизни;
Детские психологи сходятся во мнении, что социальные сети укрепляют дружественные отношения, несмотря на то, что некоторые дети выигрывают от общения в соцсетях больше, чем другие.
Использование социальных сетей в детском возрасте. Советы для родителей.
- Подталкивайте своих детей проводить больше времени, общаясь с друзьями в реальной жизни, чем в социальных сетях;
- Просите их уделять больше внимания взаимоотношениям в реальной жизни. Они более тёплые, живые и эмоциональные. Дети развивают свои социальные навыки гораздо лучше при общении лицом к лицу с друзьями и знакомыми. Реальное общение учит языку тела и жестов, развивает навыки хорошего слушателя, учит различать интонацию и тембр голоса — это важнейшие навыки, которые им очень помогут во взрослой жизни;
- Вместо того, чтобы читать детям нотации о том, чтобы они проводили меньше времени в соцсетях, открывайте другие их интересы и развивайте их. Примером таких интересов могут быть: спорт, игра на музыкальных инструментах, рукоделие и т.д. Поддерживайте детей в любых реальных видах деятельности, которые им интересны;
- Предложите детям использовать социальные сети с пользой для их образования, а не только ради веселья и обсуждения всякой ерунды; Предупреждайте их держаться подальше от подозрительных онлайн сообществ и пользователей. Убедите их не воспринимать близко к сердцу тот негатив, который они получают в соцсетях. Оградите их от него;
- По возможности, отслеживайте онлайн деятельность своих детей и старайтесь защитить их от опасности. По-хорошему, вы всегда должны быть в курсе того, чем занимается ваш ребёнок в соцсетях или перед экраном монитора;
- Если ваш ребёнок обеспокоен тем, что кто-то из друзей живёт лучше, чем он, напомните ему, что публикуемые друзьями фотографии не могут отражать всей их жизни. Скорее всего, они делятся в соцсетях лишь её лучшими моментами. Попросите ребёнка не проводить много времени за просмотром фотографий знакомых, если это его расстраивает;
- Вступайте в те же социальные сообщества, что и ваши дети. Так вы будете чётко понимать, какую информацию они из них получают, и сможете контролировать онлайн деятельность ребенка;
- Не «светите» свой аккаунт друзьям своих детей. Постарайтесь быть незаметными, но бдительными;
- Акцентируйте внимание ребёнка на разнице между отношениями в реальной и виртуальной жизни. Наличие 500 друзей Вконтакте, к примеру, не означает, что он популярен;
- В возрасте, когда ваш ребёнок особенно подвержен негативному онлайн влиянию, постарайтесь сделать так, чтобы монитор компьютера располагался на видном месте, мимо которого вы часто ходите;
- Если ребёнок заметно расстроился после того, как посмотрел на экран смартфона, спросите его об этом. Исследования показывают, что дети меньше расстраиваются из-за информации, которую они получают онлайн, если родители вовлечены в их онлайн жизнь;
- Заостряйте внимание ребёнка на том, что нужно стараться писать грамотно не только в жизни, но и в социальных сетях;
- Как и во всём остальном, ребёнок должен быть сдержан в использовании социальных сетей. Они не смогут заменить ему реальных отношений с друзьями, чтения книг и занятий спортом.
- Друзья, нам интересно узнать ваше мнение о том, как социальные сети влияют на развитие наших детей. Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Отдел по делам семьи и детей
администрации г. Докучаевска
Больше оперативных новостей на нашем Telegram-канале.